Играть тоже нужно учить.

Играть тоже нужно учить.

DSC_0099

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, средство всестороннего развития.

Для того, чтобы ребенок начал играть, необходимы два условия:

  • Создание игровой среды;
  • Руководство игровыми действиями.

Красивая нарядная кукла, мебель, разная посуда привлекают малышей, однако, чтобы они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д., эти действия нужно ребенку показывать. Для ребенка, даже для мальчика кукла (мишка, зайка) очень важны. С ними он познает мир, с игрушкой ребенок олицетворяет себя и переносит на игрушку всю свою жизнь, обыгрывая разные ситуации.

С чего нужно начинать учить ребенка играть? Прежде всего нужно игрой заинтересовать. Для начала вы можете сами разыграть перед малышом какую-нибудь простенькую ситуацию: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине и пр. Можно перевести в игровой план любимый стишок, в котором есть сюжет, или разыграть сказку. Ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же заиграет. Чтобы увлечь, вы должны быть увлечены сами. Ведь малыш не только подражает действиям взрослого, но и заряжается его эмоциональным состоянием, а игра – это прежде всего удовольствие. Лишь на первый взгляд кажется, что играть – это просто. Игра – творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые.

Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Он не сразу начнет играть самостоятельно, игровой мотив лишь постепенно, по мере роста заинтересованности игрой и овладения простыми игровыми навыками присваивается малышом. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.

Иногда у детей могут возникнуть затруднения с выполнением каких-то действий. Это может мешать, тормозить игру: трудно взять игрушечную ложку или чашку и поднести их ко рту куклы. В этом случае взрослый, не акцентируя внимания на неумении малыша, может мягко взять его руку в свою и совершить действие вместе. Естественно, что никакого насилия здесь быть не должно. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ребенок начал повторять действие взрослого.

Первые игровые действия должны осуществляться с реалистическими игрушками (имеющими сходство с настоящими предметами). Не следует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Малыш, прежде всего, должен сам освоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус». Такое исследование предмета – его естественная потребность. После того как его любопытство будет удовлетворено, можно показать новый способ действия с предметом.

Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой, с той, с которой сложилась особая эмоциональная связь. Каждой кукле, собачке можно дать имя и спросить у ребенка, нравится ли оно ему. Игрушки, которые будут выполнять роль персонажа в игре, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными, сонными и пр. Тогда и игра с каждой из них будет строиться индивидуально.

Наблюдения показывают, что малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго застревают на них: по несколько десятков раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенок отрабатывает схемы игры, она для него не только увлекательное занятие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения в раннем возрасте. Нужно дать малышу освоиться в новой для него действительности, но, если в течение нескольких недель продолжаются повторы, нужно помочь внести разнообразие в игру. Спросите, что кушает его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить ее чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляций с игрушками, в том, что он еще не умеет планировать игру. Игровое действие имеет свои сложности, несмотря на внешнюю простоту. В отличие от реального утилитарного действия оно не регулируется результатом: если ребенок ест, он прекращает это действие тогда, когда чувствует насыщение, засыпает и просыпается тоже исходя из потребности своего организма. Другие режимные действия регулируются взрослыми. Игра же нацелена не на результат, а на процесс. Определить же, когда следует переходить к следующему игровому действию, ребенку двух-трех лет трудно: во внешнем плане ничто не сигнализирует о том, что следует прекратить кормление куклы. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту. Для того чтобы игра была полноценной, в этом возрасте нужно строить не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах такие схемы могут быть двучленными. Например, взрослый, разыгрывая сценку кормления куклы, предварительно готовит еду, а затем уже кормит ее, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Так, он говорит: «Наша Машенька хочет кушать. Давай мы сначала сварим кашку, а потом покормим Машеньку. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: «Все, сварили кашку. Кушай, Машенька». Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить кроватку и положить в нее куклу спать или привезти в машине кирпичи, чтобы построить дом и поселить в нем петушка. В ходе таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие после другого, удерживает цель игры. При этом полезно словами обозначать окончание одного действия и начало другого: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Можно ненавязчиво поинтересоваться у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам сможет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в чисто речевом плане, в форме таких, например, высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».

Мы уже говорили, что первое время нужно играть с игрушками, которые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такая игра может продолжаться примерно до года семи-восьми месяцев. В этот период начинает постепенно складываться новая форма мышления – нагляднообразная, которая позволяет отрываться от наглядной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них. Однако и здесь необходима помощь взрослого. После того как малыш научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что в ходе игры вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, в процессе приготовления, а затем кормления куклы вы можете сказать: «Ляля сказала, что она хочет конфетку. Где же она?» После этого старательно переберите предметы в поисках конфеты, подключая к этому ребенка. Сначала он не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за вашими действиями. Наконец, вы радостно берете со стола шарик и говорите: «Вот, нашлась конфетка, вкусная, сладкая. На, ляля, кушай конфетку», – и кормите куклу. Как правило, дети удивляются и радуются такому открытию, сразу же пытаются повторить ваше действие. Поначалу такие замещения будут иметь характер подражаний: ребенок будет использовать только те замещения, которыми пользовались вы; ему понадобится внешняя стимуляция к поискам. Но постепенно инициатива будет переходить к самому ребенку, и на третьем году жизни он сможет самостоятельно и творчески играть. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклами, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если малыш не понимает смысл замещения, не настаивайте на его использовании. Переждите несколько дней и предложите игру снова. Ребенок должен внутренне созреть до готовности к этой сложной деятельности.

Постепенно взрослый должен сокращать свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в постоянном участии взрослого. И все же присутствие, внимание старших еще долго будут полезны – не всегда ребенок сам может оценить достигнутое.

Варя в 2 года в ходе одной игры неожиданно перевернула тарелку, из которого кормила собачку, и накрыла его им. Сама удивилась своему действию и оглянулась на меня, ища подсказки, что у нее получилось. Я спросила: «Это что? Одеяло?» Варя радостно закивала головой, взяла другую тарелку, уложила на нее собачку и накрыла первой. У меня на глазах родились сразу два замещения: одна миска превратилась в одеяло, а другая – в кроватку. Подняв и покормив щенка, она снова положила его на тарелку, накрыв на этот раз пластмассовым квадратом. Ей так понравилось это изобретение, что в дальнейшем она несколько раз с удовольствием воспроизводила его.

Моё участие помогло дочке оценить пусть небольшое, но собственное открытие.

Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что игра должна доставлять ему прежде всего удовольствие, можно вводить в нее элементы обучения, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Специальные занятия на развитие этих психических процессов в таком раннем возрасте лучше свести к минимуму. При правильно организованном общении в ходе совместной деятельности с предметами разного назначения развитие этих процессов в игре происходит успешнее, чем на занятиях, где ребенок часто выполняет инструкцию взрослого, не понимая ее цели. Особенно благотворной в этом смысле является игра, где освоение форм, размеров, соотношения, цветов включено в деятельность, интересную и осмысленную для малыша. После того как ребенок научится совершать первые игровые действия и у него появится желание играть, в игру можно вводить предметы разных размеров, которые полезно сравнивать между собой (например, большую и маленькую куклу), объясняя, чем они отличаются друг от друга. Можно вместе обыграть ситуацию их кормления из разной по величине посуды, катания их на разных машинках, укладывания спать на разных кроватках. При этом обсуждаются варианты ситуаций, в них включаются шутливые эпизоды путаницы и т.п. Разумеется, для этого в игровом уголке должны быть соответствующие этой цели игрушки. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «маленький», научится сравнивать предметы по величине. Игра в «большое и маленькое» может на некоторое время стать отдельным увлечением ребенка.

Точно так же можно начать обыгрывать понятие цвета. В раннем возрасте дети усваиваю основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, чёрный, белый. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, можно от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком взрослый находит эти предметы, надевает их, повторяя название цвета. Постепенно набор цветов расширяется. Важно только не перегружать память малыша слишком большим набором информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, силой внушать правильное решение. Каждый развивается индивидуально и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могут надолго отбить охоту играть. Если и вы чувствуете, что ребенок еще не готов к усвоению нового, не огорчайтесь, не требуйте от него невозможного. Попробуйте поиграть в ту же игру через неделю, месяц, за это время малыш может «созреть» и легко понять то, что вы упорно и безнадежно пытались в него вложить.

Важно, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. Чтобы привлечь внимание мама начинает играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию ребенка, и сопровождая четкими пояснениями: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Сначала дети наблюдают за такими действиями. Нужно продолжать игру, а затем передать куклу ребенку, направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если бросит куклу на пол, сказать, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводим дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Однако для развития игры этого недостаточно. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Сначала большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками. Задача мамы — направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью нужно проводить наблюдения за работой папы (водит машину, работает на компьютере), мамы (готовит кушать, стирает, наводит порядок), врача (при посещении больницы). Во время наблюдения обратить внимание на то, что мама приготовила вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомить детей с названиями блюд, продуктов, посуды. Впоследствии играя, дети будут не просто ставить кастрюли на плиту, а «варить» суп, компот и т.д.

Уже с года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие нагляднообразное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов. После того как ребенок вдоволь наиграется с ними доступными для него способами, предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет вам разные сюжетные ходы в этом направлении. Не следует строить громоздкие сооружения: в процессе строительства малыш может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать 2-3 элемента, конструктора, такие, как кубики, параллелепипед, позднее – призму. Естественно, в столь маленьком возрасте не нужно давать этим фигурам научного названия, лучше обозначить их так, чтобы ребенок мог сравнить название с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.

Суммируя сказанное о детской игре в раннем возрасте, выделим основные направления ее формирования:

1) развитие игровой мотивации детей:

  • стимулирование игры ребенка путем создания воображаемой ситуации;
  • демонстрация взрослым игры в воображаемой ситуации с эмоциональной включенностью в нее и развернутой игровой активностью;
  • совместное выполнение игровых действий с постепенной передачей ребенку инициативы; поддержка всего удачного и нового, что появляется в детской игре;

2) обогащение игрового опыта детей:

  • организация игровой среды (введение в нее атрибутов игры, подбор сюжетных игрушек);
  • прямое обучение игровым действиям, демонстрация их образцов;
  • ознакомление детей с принципом замещения, включение в игру полифункциональных предметов;
  • постепенное введение в игру ролевого поведения.

Комментирование запрещено