Методики обучения чтению

Методики обучения чтению. Их суть.

DSC08722

Какую выбрать и на что обратить внимание.

Цель. Помочь родителям сориентироваться в разных методиках. Показать их сильные и слабые стороны.

Для взрослых людей чтение — естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово…

Да, очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно-единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть текст вверх ногами и прочитать его. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом?.. Но ведь ребенок поначалу читает все равно что вверх ногами, он еще не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу — скорее некая забава, чем получение новой информации.

Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребенка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребенок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта, — но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего…

Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу, — научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успех в чтении в первом классе во многом определяют успешность ребенка в школе. Хорошее чтение — это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.

Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению, и к каким результатам они приводят.

Фонетический метод

Фонетический метод — это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее — обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Этот способ обучения чтению  используется в школе.  Практически все Буквари  построены именно на этом способе обучения чтению.

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях.  А как Вы считаете, в 4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал? А ребенок с СД?

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению.  Одна из самых распространенных ошибок – неправильное изучение букв.  Часто ребенок буквы знает, а читать не умеет.  Знание букв не обеспечивает умение читать!  Малышам не говорят названий букв, только звуки, соответствующие буквам. Не задерживаются на анализе слов, дают слияние слогов. Для этой цели хорошо подходит букварь Резниченко. (показываю букварь и методику обучения по нему).

Метод Зайцева

Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад — эта пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад — это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие — на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.

Методика хороша для наших, неречевых детей, особенно пропевание складов – прекрасная тренировка речевого аппарата. Обучение  по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры, что тоже замечательно, учитывая наш диагноз.

У звукового метода есть свои минусы

1. Читаем по слогам.

Малыш, которого обучали таким методом, не начнет читать сразу целыми словами и предложениями. Путь от звука к слогу и слову достаточно трудный и длинный. Ребенок долго будет читать слова по слогам, довольно медленно, с ошибками. Особенно это касается слов с твердым, мягким знаком, сложными слогами, состоящими из трех, четырех букв. И даже простые по составу, но длинные слова малыш будет читать с трудом.

2. Читаем и не понимаем.

Поскольку чтение, соединение слогов в слово требует усилий, то на первых порах малыш будет читать слово, но не понимать его смысл. Поэтому обязательно просите сказать слово целиком, спрашивайте, что это означает, просите пересказывать текст.

3. Начинаем после четырех лет.

Сложно сказать, плюс это или минус. Но сейчас, когда родители хотят обучать детей чтению чуть ли не с пеленок, причислим это требование метода к минусам. Материал звукового метода достаточно сложен, упражнения хоть и напоминают по форме игры, но требуют от ребенка усилий. Поэтому раньше четырех — пяти лет начинать бессмысленно. А значит, бегло читать ребенок быстро не научится

У звукового метода есть свои плюсы

1. Медленно, но верно.

Метод учит читать правильно, согласно психическим особенностям человека. Поэтому, как только малыш разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто, без ошибок.

2. Легко в школе.

Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.

3. Наш бонус – грамотность.

Как уже говорилось выше, звуковой метод наиболее подходит к структуре русского языка. Малыши быстро научаются писать грамотно, легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык.

4. Легко маме.

Это, пожалуй, единственный метод, который не требует большой подготовительной работы. Как вы уже заметили, вам потребуется вырезать из картона алфавит (или купить кассу букв) да подготовить таблички со словами. А для большинства упражнений потребуются только ручка и листок бумаги. Просто и удобно. Да и заниматься можно где угодно. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.

5. Улучшаем произношение.

Звуковой метод часто называют логопедическим. Ведь детки учатся не только читать, но и слышать звуки, произносить их правильно и четко. Одно из несомненных достоинств метода в том, что он развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.

Кому подойдет звуковой метод

Сложно сказать, кому он не подойдет. Таким способом учат детей уже более 150 лет и добиваются результата. Так что если вам лично метод понравился – дерзайте.

Глобальное чтение по Доману

Много лет назад,  обучая  чтению умственно отсталых детей, Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков.  И дети научились читать.

Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом, выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.

Чтение и речь

На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна. http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/

Это тоже глобальное чтение, но переработанное и адаптированное для наших детей, которым никак не подходит скоростной показ карточек по Доману, без проверки усвоения и обратной связи.

На первом этапе – слова и карточки.

Второй этап – словосочетания.

Третий этап – предложения.

Первые книжки.

Читаем сами. Книги для чтения.

(Показываю накопленный методический материал).

При этом методе, хотя ребенок уже читает бегло, всё равно требуется перейти к фонетическому разбору слов, потому что впереди школа с традиционными методиками, а также обучение письму.

Итог. Каждый выбирает свою методику обучения. У всех у них есть плюсы и есть минусы. С моей точки зрения, нужно выбирать то, что вам ближе, понятнее, а еще лучше – синтезировать эти методики. Ведь нам очень важно, чтобы наши дети все-таки читали.

Комментирование запрещено