Новый закон «Об образовании»: жизнь детей с ОВЗ изменится?

Под занавес 2012 года был кардинально обновлен Федеральный закон «Об образовании». Обсуждался он около двух лет; отклики зачастую были прямо противоположны; не ругал его в целом или отдельные его положения только ленивый.

Прошло три месяца, страсти улеглись. Действовать закон начнет с 1 сентября 2013 года. Попробуем узнать мнение юриста правовой группы Центра лечебной педагогики о том, что сулит новый закон детям с ограниченными возможностями здоровья. Появился ли «свет в конце туннеля»?..

Материал взят с сайта «Особое детство»: http://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/109-.html

Кратко об основных новациях ФЗ «Об образовании»

(принят в 2012 г., вводится в действие с 01.09.2013)

Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов

Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды  — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе.

В прежнем (ныне действующем) законе также не было никаких запретов на этот счет; но политика государства была иной, имеющиеся нормы не исполнялись. В новом законе положения Конвенции в большей степени формализованы, и тем самым – закреплены.

Основные новации

Конкретизация определений

– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программаобразовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Новации по существу

1. Отдельно введены гарантии государства по предоставлению психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Она организуется субъектами РФ и предоставляется как центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП), так и специалистами образовательных организаций.

ЦППМСП созданы для консультирования как детей, так и родителей и образовательных организаций (ОО). На них же может возлагаться и функция ПМПК; следовательно, ПМПК не будет оторвана от места, где ребенок наблюдается и ему оказывают помощь (нынешняя ситуация – обратная).  Появились некоторые нормы про ПМПК (хотя все равно дается отсылка к Положению, от него многое зависит).

2. Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.

Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную   деятельность,   и   другие   условия,   без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций. Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол. Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное)   зависит от особенностей региона.

Минобразования должно разработать Типовые положения учреждений для разных «типов» детей с ОВЗ. К существующим «типам» добавлены «с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Финансирование

Норматив финансирования (подушевой) устанавливается с учетом специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ. Применение зависит от региона.

В Москве для ребенка-инвалида с ДЦП установлен коэффициент 3, для остальных детей с инвалидностью – 2. Для создания полноценных специальных условий обучения этого крайне недостаточно!

4. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и «содействует привлечению таких работников в организации».

По организации педагогического процесса

– Введено дисциплинарное взыскание к учащимся, вплоть до исключения из школы и перевода. Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Следовательно, существует ненулевая опасность применения дисциплинарного взыскания к детям с умеренными эмоционально-волевыми, поведенческими и пр. нарушениями.

Если ребенок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему дается год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию. Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение («второй год»); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе (АОП); в) обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам. В результате ребенок, не успевающий по отдельным предметам, имеет возможность не менять коллектив.

Для выпускников школ «VIII вида» – не имеющих основного среднего образования – при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нем отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения.

– В школах создаются комиссии по урегулированию споров (для родителей).

– Закреплено право родителей:

Ÿ  – «получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся»;

Ÿ  – присутствовать на обследовании ПМПК, обсуждать, высказывать мнение по поводу рекомендаций.

Итоговая аттестация

Допускаются лица, выполнившие учебный план и не имеющие академической задолженности – если иное не установлено правилами проведения аттестации по  образовательной программе, по которой они обучаются.

Обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в интернатах: приоритетно обучение организуется за пределами интерната. Если нет возможности (образовательной инфраструктуры) – тогда в учреждениях. Направлено на социализацию и интеграцию детей в ДДИ и реализацию их права на образование.

– В ОО функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования. Следовательно, «продленка» в школе, а также «присмотр и уход» в детских садах могу стать платными. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией.

Возраст поступления в школу

Было: начало обучения от 6,5 до 8 лет. Станет: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя. Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.

2 комментария

  1. Pingback: essayforme

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *