Арттерапия

Барнаульские студенты развивают детей с синдромом Дауна арт-терапией.

DSC07135
Ксюша Климова  сосредоточенно водит кисточкой по листу – рисует рыбу. Занятие интересное, но девочка – шило. Она вертится из стороны в сторону, подглядывает в рисунок брата-близнеца Феди, тянет руку, подзывая преподавателя, и болтает почти без умолку:
– Это павина?
– Правильно, правильно, – ободряет педагог. А Ксюша уже машет рукой нашему фотокорреспонденту:
– Пивет!
Улыбчивая, веселая, забавная девчушка в очках. Ее брат Федя – серьезный, богатырского телосложения. А Ксюша для своих пяти с половиной лет маленькая, хрупкая и трогательная. А еще девочка родилась с синдромом Дауна. Это генетическая патология, которая приводит к нарушениям умственного и речевого развития.
– В Барнауле около 80 семей, в которых растут такие дети,  – говорит  Юлия Дудина, заместитель председателя Алтайской краевой ассоциации родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, «Солнечный круг».  – Мамы ребятишек с инвалидностью в основном не работают, они 24 часа в собственном соку варятся. Это непросто. Чтобы помочь детям с синдромом в социализации, морально разгрузить родителей, в мае этого года мы совместно с Алтайской государственной академией культуры и искусств и Алтайской государственной педагогической академией запустили проект «Арт-терапия».
Этот термин впервые применил художник Адриан Хилл в 1938 году. Он проводил уроки живописи с больными туберкулезом в санаториях и заметил, что такие занятия положительно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Арт-терапия сейчас широко применяется в самых разных сферах, существует множество форм и вариаций: от классического создания живописных полотен до рисования на песке. Несмотря на это, педагогам барнаульского проекта пришлось разрабатывать свои методики фактически с нуля.

– Мы искали пособия, но готовых разработок для людей с синдромом Дауна нет,–  рассказывает  Анна Нечаева, студентка факультета художественного творчества и декоративно-прикладного искусства АлтГАКИ.– Пришлось изучать дефектологию, психологию, основы арт-терапии, чтобы представлять, какие моменты мы сможем скорректировать с помощью творчества.
На занятия арт-терапией близняшки Куликовы ходят вместе с мамой Еленой. Сегодня ей поручено нарисовать автопортрет, и она впервые в жизни пытается что-то конкретное, серьезное изобразить на бумаге. Особых талантов от родителей не требуется. Методика правополушарного рисования Бэтти Эдвардс помогает раскрепоститься в творчестве людям, которые не имеют академического художественного образования. И те, кто попробовал, не стали традиционно отговариваться, что не умеет, и сейчас уже увлеченно рисуют.
Для ребятишек арт-терапия – это не только способ выплеснуть эмоции, но и важнейшая работа по развитию. Интеллектуальную деятельность стимулирует все: и учебные задания, и социальное окружение. Группа сформирована из обычных детей и ребятишек с синдромом Дауна. На занятия приводят друзей, соседей, сестер и братьев. Даунятам жизненно важно общение с другими ребятишками.
– Я думаю, нам больше других повезло, потому что есть Федя, – говорит  Елена Куликова.  – Не зря ребятишкам делают инклюзию в обычные группы. Когда кругом слышна речь, они быстро схватывают, пародируют, копируют других детей. У наших ребятишек в полгода была разница в развитии. Федя что-то сказал или сделал – через полгода Ксюша повторяет с той же самой интонацией!
Вот Федя нарисовал подводное царство, у Ксюши на листке две яркие, разноцветные рыбки. Рисует она с энтузиазмом, только кисточку обмакивать в воду постоянно забывает. В группе и пятилетняя Ксюша, и 14-летний Артём. На занятие со старшими ребятами подошла 50-летняя Инна. При этом уровень у каждого свой. Кто-то схватывает быстрее, с кем-то несколько занятий приходится рисовать прямые линии и ставить захват – настолько слабые, неумелые пальцы, что им трудно держать кисточку.
Дети с синдромом Дауна, как и обычные, быстро отвлекаются от процесса. Чтобы у каждого все получилось как надо, в классе дежурят волонтеры-добровольцы. Студенты АлтГАКИ и АлтГПА каждому объясняют, что делать, направляют движения. Чтобы удержать внимание, педагог в течение одного урока предлагает несколько раз изменять вид деятельности. Например, рыбку нарисовали, потом ее вырезали, наклеили на другой лист. Все это помогает тренировать мелкую моторику, готовит к освоению письма, развивает воображение.
– Кроме того, мы рассматриваем занятия арт-терапией как начальную стадию ремесленной подготовки,  – говорит Юлия Дудина.  – Люди с синдромом Дауна всю жизнь живут на пенсию по инвалидности. Между тем многие обучаемы и вполне способны освоить несложные работы в сферах, связанных с творчеством. Если дети ходят в детский сад, затем в школу, то взрослые люди с синдромом фактически предоставлены сами себе. Вопросы их занятости стоят очень остро. Нам бы очень хотелось развить проект арт-терапии, чтобы на выходе ученики стали пусть не мастерами, но подмастерьями, готовыми к работе. Пока же основными направлениями остаются психоэмоциональная коррекция и развитие.
С сентября к проекту присоединится кафедра культурно-массового досуга АлтГАКИ, и арт-терапия обретет новые формы. Впоследствии весь наработанный материал волонтеры и общественники планируют передать в социальные центры, чтобы лечение искусством стало доступно и другим особенным деткам.

Комментирование запрещено