Как определяется готовность ребенка к школе

Как определяется готовность ребенка к школе. Что должны сделать родители, чтобы период  адаптации прошел мягко.

DSC09365

Цель. Показать необходимость подготовки детей с СД к школьной ситуации, наметить пути к  формированию учебной деятельности и учебного поведения.

Существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись контингентом психоневрологических детских домов-интернатов.

На федеральном уровне до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их жизни и социализации, часть из них – с тяжелыми нарушениями –лишены образования полностью.

Стараясь облегчить своему ребенку первые дни в школе, родители учат с ним буквы, цвета, считают до десяти и так далее. Им кажется, что они делают все необходимое, чтобы период  адаптации прошел успешно.

И вот, ребенок идет в школу, и почему-то начинаются проблемы. Когда их анализируют, то оказывается, что в школе легче не тому, у кого багаж знаний больше, а умеющему слушать учителя, выполнять его инструкции. Пусть такой ребенок не справляется с самыми простыми заданиями, но сидит и делает, не пугается детей, которые кричат, не подскакивает с места, чтобы куда-то бежать. То есть, для успешной учебы ребенку необходимо, чтобы он ориентировался в ситуации урока. Это не просто удается даже обычным первоклашкам, а наших детей нужно учить специально, тренировать необходимые учебные навыки, ведь плюсом идут еще наши «особые» проблемы.

Особенностями детей с тяжелыми отклонениями в развитии являются:

  • нарушения концентрации внимания,
  • сложности удержания позы,
  • отсутствие учебной мотивации,
  • нарушения контакта друг с другом и со взрослыми,
  • когнитивные и речевые проблемы разной степени проявления,

все эти проблемы усугубляются при попадании детей в коллектив. Они  реагируют на эмоциональный фон друг друга, им сложно удерживаться в рамках занятия, когда нет концентрации педагога на одном ребенке, детей может беспокоить и растормаживать отсутствие родителей. К этим проблемам можно подготовить детей заранее, мягко перейти от игровой деятельности к учебной, отказаться от постоянной помощи родителей, взаимодействовать со сверстниками и выполнять инструкции педагога.

«Готовность к школе» — это психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о способности к нормальному школьному обучению. Их определяют по многим параметрам.

Физическая готовность — школьное обучение требует, прежде всего, достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать увеличившуюся нагрузку.

Волевая готовность — способность подчинять свои действия определенной цели, умение себя контролировать, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Интеллектуальная готовность —  это уровень развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение, классификация, анализ и др.).

Давайте вместе подумаем, что мы , родители детей с синдромом Дауна можем сделать, чтобы школа не принесла с собой разочарований, ведь ни для кого не секрет, что только через школу, через общение со сверстниками, через определенный багаж знаний, мы сможем мечтать о дальнейшей адаптации наших детей в социум. Сидя дома и не обучаясь, они никогда не смогут выйти из четырех стен квартиры.

  1. Физическая готовность. Все мы знаем, что физическое развитие ребенка с синдромом заметно отстает от развития нормохромосомных сверстников. Они позже начинают ходить, прыгать, бегать. Отстают в росте и весе. В 7 лет хорошо, если по физическим параметрам такой ребенок выглядит на 5 лет. Из многолетнего общения с родителями таких детей на Мысе Доброй Надежды, из опыта наших барнаульских детей, раньше 8 лет физически ребенок с синдромом Дауна к школе не готов. Есть только отрицательный опыт. Те, кто отдал ребенка в школу в 7 лет, либо были вынуждены повторно учиться в 1 классе, либо были переведены на надомное обучение. И здесь не умственные их способности виновны, а слабые мышцы, отставание в мелкой и крупной моторике. Просто высидеть неподвижно урок им тяжело – они или ложатся на парту, или начинают соскакивать с места и убегать. А тут еще добавляется письмо, с которым пальцы неспособны пока справиться. Мы знаем, что детские сады после 7 лет по новому положению не оставляют наших детей до 8 лет. Нужно искать какие-то варианты, чтобы забрав ребенка в 7 лет из детского сада, еще год посвятить подготовке к школе. Причем, не дома, а вне его, при реабилитационных центрах, или детских садах, чтобы была ситуация урока и общение с другими детьми, пусть с разными диагнозами или, еще лучше, с обычными.
  2. Самообслуживание. С нашими детьми этот вопрос стоит очень остро. Особенно, если ребенку не пришлось ходить в садик. Школа предъявит новые требования. Там не будет горшка, привычного сиденья для унитаза. И не будет рядом няни, которая поможет снять или надеть штаны, воспользоваться туалетной бумагой. То есть, уже сейчас нужно дома, в гостях, в разных ситуациях отрабатывать этот навык. То же самое с едой. С одеванием и переодеванием, к примеру, на физкультуру. И, стоит обратить внимание, на приготовления к уроку. Думаю, что лет с пяти нужно учить ребенка самого раскладывать необходимое для занятий перед собой на столе, а потом убирать всё в определенное место. Занимаетесь же вы рисованием, лепкой, работаете с карточками и картинками, раскрашиваете…
  3. Волевая готовность. Обычно дети хотят в школу, это означает для них переход к новой, более взрослой и независимой жизни. Однако, мы-то знаем, что ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. Нам нужно научить:
  • поставить цель,
  • принять решение,
  • наметить план действий,
  • исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия,
  • оценить результат своих действий.

Все эти компоненты волевого действия у наших детей недостаточно развиты. Так, выделяемые цели (формируем их вместе с ребенком!) не устойчивы и неосознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки, лучше помочь незаметно, чтобы результат был всегда позитивным.

Типичное отношение любого ребенка к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Поэтому главным, кто сможет и цель поставить, и работой заинтересовать должен быть взрослый.

Тут необходимо отметить, что волевое поведение легче формируется в играх, при оценке поведения со стороны сверстников. А для наших детей это практически нереально. Обычно они исключены из коллективных ролевых игр.

Детский коллектив является центральным фактором в развитии высших психических функций. Умственно отсталый ребёнок с самого начала своего общения с нормальными сверстниками (во дворе, в детском саду) как бы «выпадает» из детского коллектива. Он не занимает в этом коллективе адекватной позиции. Нормальные сверстники с ним не играют вовсе либо предлагают ему самые невыгодные роли. Часто они вообще игнорируют его.

Важной жизненной школой ребёнка является школа коллективной ролевой игры. Ребёнок усваивает в процессе игры смысл общественных взаимоотношений взрослых, постигает права и обязанности по отношению к коллективу. В совместной игре зарождается произвольное поведение, без которого в будущем просто не обойтись. В эту школу умственно отсталого ребенка ни по какому «блату» или за деньги не определишь. А без неё – не сформируешь как нужно психические процессы. И никакие платные спецы не помогут. Отсюда вывод – нужно учить играть. Чтобы принимали.

И еще, проблемы с речью создают дополнительные трудности. Ведь подчиняться нужно словесным инструкциям взрослого, а со временем учиться проговаривать свои.

  1. Интеллектуальная готовность. Несмотря на то, что у наших детей умственная отсталость налицо, по этому пункту я не вижу особых сложностей. Есть подробно разработанные методики обучения чтению, и научить читать ребенка с СД не проблема. Существуют объективные трудности с математикой. Однако, калькулятор в современном мире позволяет решить и эту проблему. Основные усилия нужно сосредоточить на развитии логики, внимания, памяти. Есть множество пособий, которые, если не лениться, помогут нам в решении этих задач. Показать тетради и книги заданий, которые есть.
  2. Мелкая моторика. Вынесла этот пункт отдельно, потому что, как бы не развивался ребенок с синдромом Дауна, проблем с письмом ему не миновать. Даже если ребенка научили держать ручку и старательно обводить закорючки – надолго его не хватает. Устает. Выход? Тренировать! Нужно иметь это в виду и ежедневно, с 4-5 летнего возраста понемногу, но каждый день работать в графических тетрадях и книжках-раскрасках. Другого пути просто нет. Конечно, не забывать и о прочих возможностях развития пальчиков. Одевается – пусть сам пуговицы застегивает, узелки вяжет. Лепим, даем иголку, пусть учится шить. Мозаику складываем. Про пальчиковую гимнастику не забываем. Она и для речи необходима.

Итог.  Закончить я хотела бы вот чем. Дети с синдромом считались необучаемыми, пока мы, мамы не начали своих детей учить. Сейчас уже любой вам скажет, что они учатся, и довольно успешно. А потом одна испанская мама не согласилась с общим мнением о возможностях своего сына, и Пабло Пинеда закончил университет и стал преподавателем. Возможности наших детей неограниченны, давайте не будем сами их ограничивать, а постараемся дать всё возможное для их совершенствования.

Приложение 1

Задачи:

  1. Подготовить детей к постепенному переходу от игровой деятельности к учебной;
  2. Сформировать положительное отношение к занятиям, учебную мотивацию.
  3. Научить детей сидеть за столом в течении урока, умение переключаться от деятельности к отдыху и обратно (учебное поведение);
  4. Сформировать умение видеть и слышать учителя;
  5. Сформировать способность удерживать паузу между заданиями, соблюдать очередность и отзываться на обращение учителя;
  6. Развить первоначальные навыки коммуникации в коллективе сверстников и со взрослыми.

Комментирование запрещено