Право на образование и возможные образовательные маршруты для ребенка с СД

12ssF4sVQ

Когда я готовилась к обсуждению с родителями прав детей с СД на образование и возможных образовательных маршрутов, я собирала материал из разных источников, прочитала много литературы по этому вопросу.

Мне хотелось ознакомить родителей с доступными формами обучения. Нацелить их на выбор образовательного маршрута, подходящего к индивидуальным особенностям ребенка.

Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».

Восьмилетняя Аня БЕННЕР стала первым в Воронеже ребёнком с синдромом Дауна, который учится в обычной городской школе

Дети-инвалиды не являются исключением — законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

Где ребенок с СД может получить образование? Как наилучшим образом выбрать для него образовательный маршрут? Как реализовать его потенциал, чтобы добиться в дальнейшем включения в жизнь общества?

Эти вопросы тревожат родителей с самого рождения. И прятать голову в песок, думая, что вопрос этот решится как бы сам собой несерьезно.

Начнем с того, что родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства школу. Да-да. По закону мы имеем такое право, а комитеты по образованию ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду обучение в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании». Правда, школа не ждет наших детей с распростертыми объятьями, учителя не готовы, а ученики с синдромом вряд ли смогут усвоить общеобразовательную программу.

Мы должны трезво оценить все возможности и хорошенько подумать, где будет комфортно нашему малышу, где он действительно сможет себя реализовать.

Разберемся с формами образования, которые, как утверждает закон, мы вправе выбирать. Образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если, допустим, в заключении ПМПК написано, что вы должны отдать ребенка в интернат, всё равно без согласия родителей никто не вправе настаивать на этом решении.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с современными законами и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.

Комиссия ПМПК чаще всего рекомендует нашим детям обучение в системе специального (коррекционного) образования. Для нас это школа VIII вида для детей с нарушениями интеллектуального развития. Вариант наш, после этой школы дети получают документ об образовании, и могут учиться в некоторых профессиональных училищах. Проблема в том, что в этих классах обычно учатся дети с легкой степенью умственной отсталости или с ЗПР. Дети с синдромом зачастую сталкиваются в этих классах практически с теми же трудностями, что и в обычной школе – не успевают освоить программу. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с абстрактным мышлением, а отсюда – сложности с математикой. Есть еще классы, в которых нет строгих требований программы, детям дается только то, что они в состоянии усвоить. В настоящее время в крае действует 13 специальных классов для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта при коррекционных школах VIII вида, планируют создать еще 3. Но и даже из этих классов зачастую стремятся вывести ребенка с синдромом Дауна. Допустим, на домашнее обучение.

Сразу оговорюсь, что домашнее обучение дается по медицинскому заключению, существует целый список болезней и показаний, но диагноза синдром Дауна в этом списке нет. Наши дети общительны, коммуникабельны, не агрессивны. Нет причин изолировать их от общества. Ничего, кроме вреда, детям это не приносит. Так же как очно-заочное обучение, экстернат или семейное образование.

Может ли мой (а каждая мама должна именно так ставить перед собой этот вопрос) ребенок учиться в общеобразовательной школе? Так, чтобы действительно двигаться вперед, переходить из класса в класс, общаться со сверстниками?

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование — получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида — документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого. Например, предоставлен тьютор. (Место которого еще не определено в штатном расписании школы, и непонятно, откуда школе взять на него деньги?)

Я работаю в школе и вижу проблему с двух сторон. Несмотря на все декларации, школа не готова учить наших детей. Нет методик, нет гибких программ, не подготовлены учителя. Если решаться на инклюзию – нужно очень многие моменты просто брать на себя.

Итак, подведем итог. За выбор образовательного маршрута ответственность основной частью ложится на плечи родителей. Будьте готовы к трудностям, наберитесь терпения и постарайтесь трезво оценить потребности своего ребенка, его возможности. Важно не занизить планку, но и не ждать, что всё как-то само наладиться. Действуйте и планируйте уже сейчас.

Комментирование запрещено