Развитие речи как основная проблема. Как и чем вызвать речь

DSC00633Развитие речи как основная проблема. Как и чем вызвать речь.

  1. Формирование пассивного словаря. Развитие понимания речи.
  2. Как говорят окружающие.
  3. Распевки, потешки, пестушки и звукоподражания. Музыка и логоритмика.
  4. Жесты. Помогают или вредят?
  5.  Читать, чтобы говорить.

1.      Формирование пассивного словаря. Развитие понимания речи

Понимание речи формируется задолго до первых слов. Малыш откликается на имя, машет «пока», играет в «ладушки».  Эту работу важно проводить планомерно, увеличивая словарный запас, т.к. эти наработки скажутся, когда ребенок наконец-то заговорит.

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

 

Во время одевания:

— части тела;

— предметы одежды;

— названия цветов;

— числительные;

— предлоги;

— слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);

— глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).

 

Во время еды:

— названия продуктов;

— названия приемов пищи;

— названия посуды;

— глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);

— прилагательные (горячий, холодный, пустой…);

— предлоги («в», «из»);

— экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).

 

Во время прогулки:

— названия транспортных средств;

— слова, связанные с погодными условиями;

— все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;

— предметы одежды и глаголы одевания;

— глаголы движения;

— предлоги;

— названия звуков, звукоимитации;

— приветствия.

 

Во время игры:

— названия игр и игрушек;

— глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);

— цвета и формы;

— глаголы,

— слова, связанные с погодными условиями.

 

Во время похода за покупками:

— названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;

— глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);

— названия предметов в магазине – касса, тележка…

 

Во время купания:

— названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;

  1. 2.      Как говорят окружающие.

Если вы действительно хотите, чтобы ребенок заговорил, то нужно очень строго отнестись к своей речи.  Враг №1 – это тишина. Нужно постоянно общаться с ребенком, но это не должен быть непрерывный поток, в котором ребенок не может разобраться.

Правила общения:

1. 2-3 слова в предложении (4-е предлог)

2. четко произносим каждое слово

3. слова, которые хотим выучить, выделяем интонационно, повторяем при необходимости.

Пример. Мыться. Идем мыться. Мыться в воде. Будем мыть ноги. Мыть руки. Руки грязные, грязные (покажите) руки.

Правила изучения новых слов.

Существительные:

а) связывать с глаголом

б) определить качество

в) связывать с бытом

Глаголы

а) показывать на себе, на других, на ребенке — через мышцы

б) связывать с качеством

в) связывать с местом

Прилагательные (качества)

Отдельно каждое из пары антонимов, проверяя на ощупь и связывая с предметом

Пример. Мокрый. Мокрое (дайте потрогать) полотенце.

Пример. Хочешь банан? — Да, хочу (если молчит, отвечаете за него)

Ролевая игра

Кормление — живых людей и игрушки реально съедобными продуктами

Лексика:

1. Краткие слова: это, да, нет, бух — упало, на, там, тут, нету, на, мама, ешь

2. глаголы лежать, сидеть, стоять

3. прилагательные большой (2 недели) — обращать внимание на реально большие предметы и показывать жестом. Маленький (2 недели).

  1. 3.      Распевки, потешки, пестушки и звукоподражания. Музыка и логоритмика.

Большинство специалистов высоко оценивают роль народного творчества, я с ними согласна, мне кажется, что все эти ритмичные стишки с движениями проделывают исподволь огромную работу. Это и сенсорная стимуляция- интеграция, и подстройка биоритмов, если они есть, и волшебная сила музыки, и богатство и разнообразие родного языка, тут же мелкая и крупная моторика включаются. Всё это исподволь, в весёлой, непринужденной игровой форме.
Первые словечки ребенок часто выкрикивает в окончание таких попевок – потешек.

Это и Железновы, и попевки Овчинниковой, народный цикл «Как во нашем во дому». Ко многим этим песенкам талантливые мамы подобрали видеоряд из картинок. С двух до трёх это был любимый сериал не только моей Вари,  но и многих других детей с СД, причем, сегодня оглядываясь на них, могу точно сказать, что все эти ребятишки заговорили.

4. Жесты. Помогают или вредят?

Заграница очень увлекается жестами. Наших малышей учат пользоваться буквально языком для глухонемых и утверждают, что это никак не задерживает появление речи. Меня раздирали очень большие сомнения по этому поводу, поэтому я решила для себя, что, конечно, общеупотребительные жесты (пока, кивок головы в знак согласия и т.д.) стоит использовать, а вот с языком глухонемых торопиться не буду. На вопрос нужны ли жесты, ответа я не нашла. Есть два абсолютно противоположных мнения, кто прав – думайте сами. Но вот эти три жеста я бы всем советовала включить в работу на раннем этапе.

Работа над указательным жестом.

1.Показывать на реальные предметы близко

2. На удаленные (70см — 1,5 м)

Выбор из двух реальных предметов: Где чашка: это или это? (говорите указывая)

Да и нет

Добиваться, чтобы ребенок отвечал да или нет, когда дело касается

а) правильности называния предмета

Пример. Это носки? Да, (киваете головой) носки.

б) желания

5. Читать, чтобы говорить.

У нас в два года речь стояла на месте. Правда, я к тому времени уже выучила с Варей алфавит. Звуки она начала произносить именно за алфавитом. Мы учили так:

1. Ставите вдоль стены игрушки, кладете перед ними букву А. Берете куклу на руки, качаете ее и говорите ААААААААА.

2. Потом показываете зайца и говорите — У зайца лапа болит- ОООООООООО. В другой руке держите букву О.

3. Показываете волка и говорите — Волк воет -УУУУУУУУУУ. В другой руке держите букву У.
Показали, сами пропели и убрали все, не просите ребенка за вами повторить.

На сайте SolNet, Солнышко,  в разделе Обучающие программы есть игра «ЗВУКИ». Я каждый день их показывала  и сами проговаривала. Если малыш за вами проговаривает, хорошо. Если не говорит, пусть смотрит. Варя многие звуки начала произносить именно за этой игрушкой.

Еще я «подсказывала» Варе, что ухо можно назвать просто «у», и микроволновка тоже «у», и волк воет — «у», а «ба» — это и баба, и бабочка и т.д.

Глобальное чтение

Английская методика «Чтение и речь» разработана специально для детей с синдромом Дауна. Я наткнулась на неё, когда Варе было 2 года и 3 месяца. Читать по слогам она не была готова, а буквы уже знала. В тексте было написано, что начинать можно с 2 лет, что эта методика по исследованиям ускоряет появление речи у наших детей. Я решила попробовать. Распечатала первые карточки и, к моему удивлению – она легко их запомнила. Целый год мы учили слова по карточкам.  Действительно, к трем годам Варя заговорила, это на целый год-полтора раньше, чем наши знакомые дети с СД. Потом, после 3 лет, мы перешли к словосочетаниям и к книгам. Как побочное явление – Варя к 4 годам читает лучше, чем читали мои обычные дети в её возрасте.

Меня часто спрашивают, когда у нас произошел прорыв в речи. Прорыва не было. Было медленно-постепенное продвижение. И сейчас речь оставляет желать лучшего, работаем. Ничего не стимулировала никакими медицинскими препаратами, сколько ни читала — пришла к выводу, что это не помогает…

Комментирование запрещено