Развитие речи как основная проблема. Как и чем вызвать речь.
- Формирование пассивного словаря. Развитие понимания речи.
- Как говорят окружающие.
- Распевки, потешки, пестушки и звукоподражания. Музыка и логоритмика.
- Жесты. Помогают или вредят?
- Читать, чтобы говорить.
1. Формирование пассивного словаря. Развитие понимания речи
Понимание речи формируется задолго до первых слов. Малыш откликается на имя, машет «пока», играет в «ладушки». Эту работу важно проводить планомерно, увеличивая словарный запас, т.к. эти наработки скажутся, когда ребенок наконец-то заговорит.
Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить
Во время одевания:
— части тела;
— предметы одежды;
— названия цветов;
— числительные;
— предлоги;
— слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);
— глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).
Во время еды:
— названия продуктов;
— названия приемов пищи;
— названия посуды;
— глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);
— прилагательные (горячий, холодный, пустой…);
— предлоги («в», «из»);
— экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).
Во время прогулки:
— названия транспортных средств;
— слова, связанные с погодными условиями;
— все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;
— предметы одежды и глаголы одевания;
— глаголы движения;
— предлоги;
— названия звуков, звукоимитации;
— приветствия.
Во время игры:
— названия игр и игрушек;
— глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);
— цвета и формы;
— глаголы,
— слова, связанные с погодными условиями.
Во время похода за покупками:
— названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;
— глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);
— названия предметов в магазине – касса, тележка…
Во время купания:
— названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;
- 2. Как говорят окружающие.
Если вы действительно хотите, чтобы ребенок заговорил, то нужно очень строго отнестись к своей речи. Враг №1 – это тишина. Нужно постоянно общаться с ребенком, но это не должен быть непрерывный поток, в котором ребенок не может разобраться.
Правила общения:
1. 2-3 слова в предложении (4-е предлог)
2. четко произносим каждое слово
3. слова, которые хотим выучить, выделяем интонационно, повторяем при необходимости.
Пример. Мыться. Идем мыться. Мыться в воде. Будем мыть ноги. Мыть руки. Руки грязные, грязные (покажите) руки.
Правила изучения новых слов.
Существительные:
а) связывать с глаголом
б) определить качество
в) связывать с бытом
Глаголы
а) показывать на себе, на других, на ребенке — через мышцы
б) связывать с качеством
в) связывать с местом
Прилагательные (качества)
Отдельно каждое из пары антонимов, проверяя на ощупь и связывая с предметом
Пример. Мокрый. Мокрое (дайте потрогать) полотенце.
Пример. Хочешь банан? — Да, хочу (если молчит, отвечаете за него)
Ролевая игра
Кормление — живых людей и игрушки реально съедобными продуктами
Лексика:
1. Краткие слова: это, да, нет, бух — упало, на, там, тут, нету, на, мама, ешь
2. глаголы лежать, сидеть, стоять
3. прилагательные большой (2 недели) — обращать внимание на реально большие предметы и показывать жестом. Маленький (2 недели).
- 3. Распевки, потешки, пестушки и звукоподражания. Музыка и логоритмика.
Большинство специалистов высоко оценивают роль народного творчества, я с ними согласна, мне кажется, что все эти ритмичные стишки с движениями проделывают исподволь огромную работу. Это и сенсорная стимуляция- интеграция, и подстройка биоритмов, если они есть, и волшебная сила музыки, и богатство и разнообразие родного языка, тут же мелкая и крупная моторика включаются. Всё это исподволь, в весёлой, непринужденной игровой форме.
Первые словечки ребенок часто выкрикивает в окончание таких попевок – потешек.
Это и Железновы, и попевки Овчинниковой, народный цикл «Как во нашем во дому». Ко многим этим песенкам талантливые мамы подобрали видеоряд из картинок. С двух до трёх это был любимый сериал не только моей Вари, но и многих других детей с СД, причем, сегодня оглядываясь на них, могу точно сказать, что все эти ребятишки заговорили.
4. Жесты. Помогают или вредят?
Заграница очень увлекается жестами. Наших малышей учат пользоваться буквально языком для глухонемых и утверждают, что это никак не задерживает появление речи. Меня раздирали очень большие сомнения по этому поводу, поэтому я решила для себя, что, конечно, общеупотребительные жесты (пока, кивок головы в знак согласия и т.д.) стоит использовать, а вот с языком глухонемых торопиться не буду. На вопрос нужны ли жесты, ответа я не нашла. Есть два абсолютно противоположных мнения, кто прав – думайте сами. Но вот эти три жеста я бы всем советовала включить в работу на раннем этапе.
Работа над указательным жестом.
1.Показывать на реальные предметы близко
2. На удаленные (70см — 1,5 м)
Выбор из двух реальных предметов: Где чашка: это или это? (говорите указывая)
Да и нет
Добиваться, чтобы ребенок отвечал да или нет, когда дело касается
а) правильности называния предмета
Пример. Это носки? Да, (киваете головой) носки.
б) желания
5. Читать, чтобы говорить.
У нас в два года речь стояла на месте. Правда, я к тому времени уже выучила с Варей алфавит. Звуки она начала произносить именно за алфавитом. Мы учили так:
1. Ставите вдоль стены игрушки, кладете перед ними букву А. Берете куклу на руки, качаете ее и говорите ААААААААА.
2. Потом показываете зайца и говорите — У зайца лапа болит- ОООООООООО. В другой руке держите букву О.
3. Показываете волка и говорите — Волк воет -УУУУУУУУУУ. В другой руке держите букву У.
Показали, сами пропели и убрали все, не просите ребенка за вами повторить.
На сайте SolNet, Солнышко, в разделе Обучающие программы есть игра «ЗВУКИ». Я каждый день их показывала и сами проговаривала. Если малыш за вами проговаривает, хорошо. Если не говорит, пусть смотрит. Варя многие звуки начала произносить именно за этой игрушкой.
Еще я «подсказывала» Варе, что ухо можно назвать просто «у», и микроволновка тоже «у», и волк воет — «у», а «ба» — это и баба, и бабочка и т.д.
Глобальное чтение
Английская методика «Чтение и речь» разработана специально для детей с синдромом Дауна. Я наткнулась на неё, когда Варе было 2 года и 3 месяца. Читать по слогам она не была готова, а буквы уже знала. В тексте было написано, что начинать можно с 2 лет, что эта методика по исследованиям ускоряет появление речи у наших детей. Я решила попробовать. Распечатала первые карточки и, к моему удивлению – она легко их запомнила. Целый год мы учили слова по карточкам. Действительно, к трем годам Варя заговорила, это на целый год-полтора раньше, чем наши знакомые дети с СД. Потом, после 3 лет, мы перешли к словосочетаниям и к книгам. Как побочное явление – Варя к 4 годам читает лучше, чем читали мои обычные дети в её возрасте.
Меня часто спрашивают, когда у нас произошел прорыв в речи. Прорыва не было. Было медленно-постепенное продвижение. И сейчас речь оставляет желать лучшего, работаем. Ничего не стимулировала никакими медицинскими препаратами, сколько ни читала — пришла к выводу, что это не помогает…