Cанаторно-курортное лечение

Есть два основания , по которым предоставляется санаторно-курортное лечение :
1. Как социальная услуга , для этого необходимо финансировать набор социальных услуг , т.е. не получать ежемесячную денежную выплату в части дополнительной медицинской помощи — здесь применяется Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (по Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»)

2. Как мера реабилитации , рекомендованная в ИПР — здесь применяется Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , это не зависит от того , получаете Вы или не получаете набор социальных услуг (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

При включении санаторно-курортного лечения в ИПР предоставление такого лечения за счет федерального бюджета гарантировано статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку санаторно-курортное лечение включено в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. Однако, отсутствует какое-либо нормативное регулирование порядка предоставления санаторно-курортного лечения, включенного в ИПР. Кроме того, отсутствуют нормы, регулирующие вопросы проезда детей–инвалидов к месту прохождения санаторно-курортного лечения и вопросы сопровождения детей-инвалидов при прохождении ими рассматриваемого лечения. Учитывая нормы статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и принимая во внимание отсутствие порядка предоставления санаторно-курортного лечения, предоставление которого предусмотрено ИПР, считаем, что предоставление последнего должно осуществляться по письменному заявлению с приложением копии ИПР (с предъявлением оригинала).

При прохождении врачей перед составлением ИПР или перед освидетельствованием при записи рекомендации о санаторно-курортном лечении обязательно просите о том, чтобы врач указывал, в какое время года предпочтительно лечение, профиль санаторно-курортного учреждения, лечение рекомендовано один раз в год или несколько раз и с какой периодичностью. Важно, чтобы эти уточнения отражались в ИПР.

Санаторно-курортное лечение ребенок-инвалид вправе получить и в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». В набор социальных услуг, на который имеет право ребенок-инвалид, включен, в том числе, помимо предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также нормативно закреплено, что при предоставлении социальных услуг дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (статья 6.2. указанного закона). В соответствии со статьей 6.5. рассматриваемого закона предоставление санаторно-курортного лечения в составе набора социальных услуг осуществляется за плату, поскольку сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) и определяемая в соответствии с частью 1 указанной статьи, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть с частичной оплатой за счет семьи ребенка-инвалида.. С экономической точки зрения удержание из ежемесячной денежной выплаты 567 рублей в месяц не покрывает расходы на предоставление санаторно-курортного лечения, включающего и вторую путевку для сопровождающего, и проезд к месту лечения и обратно и ребенку и сопровождающему его лицу. Право на санаторно-курортное лечение согласно рассматриваемому закону реализуется в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 328.

Законодательством не установлена зависимость реализации права на санаторно-курортное лечение в соответствии с ИПР от реализации права на социальные услуги в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Письменный отказ от набора социальных услуг не является отказом от рекомендаций ИПР. Поэтому в ситуации, когда на текущий финансовый год оформлен отказ от предоставления набора социальных услуг (или части услуг), а при очередном составлении ИПР рекомендовано санаторно-курортное лечение, основания для отказа в предоставлении путевки отсутствуют, поскольку расходы по реализации ИПР обязано на себя брать государство и никаких удержаний из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты не должны производиться.

Отказ от НСУ не влечет прекращения реабилитационных мероприятий по ИПР.

Получить услугу или льготу, предусмотренную разными законами, можно только один раз, в силу специальной нормы Закона № 181-ФЗ.

Отказ от финансирования предоставления набора социальных услуг не является отказом от индивидуальной программы реабилитации в части рекомендованного в ней санаторно-курортного лечения (повторно подчеркну, что реализация ИПР осуществляется полностью за счет средств федерального бюджета и не финансируется за счет средств инвалида). Сан-кур лечение может быть предоставлено либо как составляющая набора социальных услуг либо в ходе реализации ИПР. Два раза в год сан-кур лечение может быть предоставлено при рекомендации врача о соответствующей периодичности сан-кур лечения в году конкретному ребенку.

Правовой механизм реализации ИПР в части сан-кур лечения отсутствует (право гарантировано, но как его государство пошагово должно реализовать — государство же и не урегулировало и не знает). Возникают вопросы, касающиеся включения в гарантированное право на сан-кур лечение, рекомендованное ИПР, путевки для лица, сопровождающего ребенка, проезда к месту лечения и обратно. Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», но данный закон, как уже говорилось, не распространяется на предоставление сан-кур лечения по ИПР.

Не вписано в ИПР
при прохождении врачей перед составлением ИПР или перед освидетельствованием при записи рекомендации о санаторно-курортном лечении обязательно просите о том, чтобы врач указывал, в какое время года предпочтительно лечение, профиль санаторно-курортного учреждения, лечение рекомендовано один раз в год или несколько раз и с какой пери но МСЭ не вписало их в ИПР, то следует обжаловать решение МСЭ в вышестоящее бюро МСЭ (жалоба, адресованная вышестоящему бюро МСЭ может быть подана как в то бюро, которое составляло ИПР, так и в вышестоящее) или в суд. В жалобе указать, что таким -то бюро МСЭ разработана ИПР, но при ее составлении не учтены представленные в МСЭ заключения таких-то специалистов, которые рекомендуют сан-кур лечение (укажите периодичность рекомендуемого сан-кур лечения, сезон, необходимость в сопровождающем лице). Желательно приложение к жалобе копии рекомендаций специалистов.

Куда надо обращаться, если санаторно-курортное лечение не рекомендовано было поликлиникой перед МСЭ и не вписано теперь в ИПР?
Несмотря на то, что санаторно-курортное лечение не вписано в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, ребенок-инвалид имеет право получить такое лечение в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (далее – Закон), согласно которому детям-инвалидам предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг. Согласно статье 6.2. Закона в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включаются, в том числе, следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды имеют право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением регулируется Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 328. Согласно указанному Порядку граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки.

Необходимость направления на санаторно-курортное лечение детей, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяется лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства с оформлением справки для получения путевки на ребенка (для предоставления по месту требования) и санаторно-курортной карты для детей (Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее — органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Таким образом, Вам необходимо обратиться за получением справки для получения путевки в лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства, а затем с ней в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по месту жительства.

НО действует это только в том случае,если инвалид или его законный представитель не отказались от финансирования НСУ в пенсионном фонде до 01 октября текущего года. В соответствии с тем же законом.

Материал подобран на основании консультаций юристов форумов сайта «Особое детство»

Комментирование запрещено