Учителя о детях

vd6c0100_28065416161_o

Зуб Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Орловская СОШ», Немецкий национальный район, Алтайский край

Моим педагогическим кредо с первых дней работы являются слова «Не навреди!». Это позже я узнала, что они относятся в большей мере к врачам. Поэтому волнения и переживания были, когда я узнала, что девочка Рита с синдромом Дауна придёт ко мне в класс. Наше знакомство состоялось на подготовительных занятих для будущих первоклассников. Контакт был установлен сразу. С первых дней Рита стала меня звать просто по отчеству: «Григорьевна!». И до сих пор это греет мою душу. Я старалась подготовиться к приёму Риты в школу: прошла курсы, перечитывала литературу, спрашивала коллег, имеющий такой опыт. И поняла, что для меня открываются новые возможности в педагогической деятельности. И всё же ничего бы не получилось, если бы с мамой, Оксаной Васильевной, не были установлены доверительные отношения. Мама Риты – это «мозг и двигатель» образовательного процесса девочки. Она моя помощница в первую очередь! Я прислушиваюсь к её советам и пожеланиям, и Оксана Васильевна приветствует мои предложения и рекомендации по обучению Риты. Каждый успех Риты в школе мы делим пополам. С улыбкой вспоминается история, как мы научили её самостоятельно ходить домой. Я у школы, а мама у дома с телефонами, и в итоге Ритуля вышагивает теперь сама, а порой и меня провожает. Взаимное желание сделать для Риты всё возможное объединило нас. Я просто стала рядом и посмотрела в ту же сторону, что и мама. Отдельно хочу отметить, что инклюзивное образование помогает не только Рите, а и всем детям в классе. Ребята неравнодушны друг к другу, спешат на помощь, радуются успехам других. Порой Рита, как настоящая артистка, срывает аплодисменты прямо на уроке! И глядя, как радуются за неё дети, с волнением и трепетом думаю, что в их сердцах сегодня поселилась частичка добра, благодаря солнечной девочке Рите!

Гагарина Татьяна Данактовна учитель музыки, ветеран труда

С особыми детьми (с ДЦП и множественными нарушениями, в т. ч. ментальными) работаю более 20 лет, до этого работала музыкальным руководителем в детских центрах и в детских садах с обычными детьми. Изначально при встрече с больными детками был ШОК, жалость и неуверенность в себе (а что я могу им дать?). Затем появился интерес, желание придумывать и импровизировать какую-то музыку, песни, добиваясь, чтобы они были понятны и доступны этим детям. С годами и опытом моё желание работать именно с такими детьми усилилось, появилась отдача. Я поняла, что научить «понимать» музыку можно любого ребёнка, даже самого «неперспективного». Сейчас я не представляю свою жизнь без наших детей. Это благодарные ученики: добрые, пытающиеся выполнить любыми усилиями требования педагога. Моё сердце переполнено огромной любовью к моим детям. Несмотря на мой возраст (65 лет), я полна новыми творческими идеями, которые рождаются прямо на занятиях, исходя из возможностей, умений и навыков каждого ребёнка. В нашей работе важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. И пусть зарплата педагогических работников небольшая, но какое получаешь удовлетворение, когда появляется даже самый маленький результат! Денег педагогам много не дают, Но не в деньгах ценится благородный труд! Лучшая профессия, важная сейчас, Как на сердце радостно от ребячьих глаз…

 

Крыловская Екатерина Юрьевна, педагог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»

Я – надомный учитель у Дегтярева Андрея, окончившего 3 класса школы-интерната №5. Мальчик поступил ко мне на обучение в 1-ом классе 2-ой четверти. Я отметила, что теоретических знаний у него достаточно, мальчик развит. Видно, что с ним занимались. С первых уроков мы столкнулись со следующими трудностями поведенческого характера: крики, бросание предметов, лежание на полу, выбегание из кабинета (мама приводила Андрея в школу). Андрей мог писать только «рука в руке». Но и это было уже достижением, так как я знаю, что многие аутисты не пишут. В общем, к началу 4-ой четверти Андрей стал писать самостоятельно. Это самый важный итог первого класса. Кроме того, он стал меньше кричать и выбегать из кабинета, видя свои успехи. Особенность Андрея – очень сильно замотивирован на результат. С такой мотивацией легче добиваться результата. Весь второй и третий класс посвящён более глубокому освоению программы. Математика и письмо у мальчика на высоком уровне. А вот по чтению имеются проблемы. Читает он хорошо, а вот вычленение главного и ответы на вопросы вызывают у Андрея большие затруднения. Я решила читать с ним по предложению, сразу находя главное слово – подлежащее. Стало получаться. Вообще, если сравнивать уровень образования Андрея с другими учениками класса, то он очень высокий.

Окунева Галина, педагог-психолог

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе. Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий. В работе с детьми с умственной отсталостью необходимо учитывать их особенности в развитии. Это «особые дети» и требуют особый подход и определённые профессиональные навыки от педагогов в процессе обучения, так как привычные программы и привычное обучение здесь не подходит. Нужна специальная подготовка в работе с такими детьми. Здесь и педагог должен, наверно, быть не просто подготовлен к работе с таким ребёнком, но ещё должен и обладать какой-то духовностью что ли, чуткостью, особым набором человеческих качеств. То, что дети, имеющие тяжёлую умственную отсталость, стали учащимися школ и могут общаться с детьми норм развития интеллекта, наверное, это неплохо, как показывает международная практика. Они все же социализируются быстрее, и после некоторые могут быть более самостоятельными и проживать свою собственную жизнь. Но самое сложное – это как раз создать условия для такого ребёнка, чтобы он смог полноценно получать образование. Сложность ещё в том, что нужно перестраивать умы людей, чтобы увидеть в таких детях, людях полноценных членов общества. У «особых детей» и «особые родители», им, родителям, также требуется помощь специалистов различного уровня. Центр квалифицированных специалистов, которые работают именно с такими проблемами. Какие могут быть для меня трудности при работе с такими детьми? Конечно же, самое главное, техническая часть, оборудование, методический материал, наглядный материал. Второе – это определённые навыки.

Создать благоприятные условия развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее

Материал подготовлен в рамках проекта «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», реализуемого АКОО «Поддержка общественных инициатив», с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Комментирование запрещено